(Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550, с. Протасьево близ Ростова - 13.09.1626, Соловецкий мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, писатель. Происходил из древнего московского дворянского рода. Поступил на гос. службу при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном, служил воеводой в Коле и, возможно, в Холмогорах, «государевым посланником» на Русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набегов крымских татар и наделении землей арзамаcских служилых людей (1582-1587). В 1587 или 1588 г., при царе Феодоре Иоанновиче, подвергся опале (причина неизвестна), был сослан, не ранее 1597 г. принял монашество в Соловецком мон-ре. В 90-х гг. XVI в. управлял приписным к Троице-Сергиеву свияжским Богородичным монастырем, в 1601 г. управлял Троицким подворьем в Москве, в 1602 г. был соловецким келарем, в 1603 или 1604 г.- монастырским старцем, затем, возможно, управлял подворьем Соловецкого мон-ря в Каргополе. В 1607 или 1608 г. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря. В период осады мон-ря тушинцами находился в Москве и оказывал помощь осажденным, но, по-видимому, поддерживал связи и с интервентами. В 1610 г. был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III, к-рому присягнул под Смоленском. После завершения посольской миссии изменил свою позицию и уже в 1611-1612 гг. вместе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и др. троицкими старцами участвовал в составлении патриотических посланий, призывавших народ к борьбе с интервентами. Во время освобождения Москвы склонял казаков кн. Д. Т. Трубецкого к поддержке ополчения К. Минина и кн. Д. М. Пожарского. Способствовал избранию Михаила Романова царем на Земском Соборе 1613 г. А. был в числе инициаторов предпринятой в Троицком мон-ре в 1616-1618 гг. правки Требника и др. богослужебных книг, из-за к-рой в июле 1618 г. были осуждены справщики архим. Дионисий, Иван Наседка и Арсений Глухой. В 1618 г. А. управлял Троице-Сергиевым мон-рем и руководил его обороной от польско-литов. войск королевича Владислава. После возвращения в 1619 г. из польск. плена Филарета (Романова), ставшего Патриархом, А. лишился влияния при дворе и, по-видимому, был сослан: в 1620 г., оставив должность, А. уехал на покой в Соловецкий мон-рь, где и умер.
А.- автор наиболее значительного сочинения о Смутном времени в России - «История в память предьидущим родом» (более известно как «Сказание Авраамия Палицына»),- излагающего события 1584-1618 гг. Первые 6 глав «Истории», описывающие события от смерти Иоанна Грозного до времени царствования Василия Шуйского, рядом исследователей приписываются перу прп. Дионисия (Зобниновского) и, возможно, только отредактированы А. Основная часть «Истории» посвящена описанию героической обороны Троице-Сергиева мон-ря в 1608-1610 гг., 3-й частью является «Сказание о разорении и освобождении Москвы», последние главы посвящены событиям, связанным с избранием Михаила Романова и вторым приходом под Москву королевича Владислава. Осуждая мятежи, защищая идею стабильности гос-ва и особо отмечая роль простых людей, А. создал по сути офиц. концепцию истории Смутного времени. «Сказание Авраамия Палицына» является не только ценнейшим историческим источником, но и ярко отражает новые черты рус. лит-ры нач. XVII в.: будучи эпическим произведением, оно содержит драматические и лирические элементы, яркие реалистические описания; автор часто использует манеру ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь. Помимо «Сказания» А. приписывают др. произведения: письмо некоего архим. Авраамия Яну Петру Сапеге (Платонов. Очерки), предисловие к копийной книге Троице-Сергиева мон-ря 1614-1615 гг. и «Утешительное письмо преподобному Дионисию» (1619 г., СПбФ ИРИ. Колл. 28. Оп. 1. № 7. Л. 117-131).